Служба Мишустина будет администрировать взносы для государственных внебюджетных фондов. Почему?

IMG_9658Надо ли передавать функции администрирования страховых и пенсионных сборов (как и медицинских и пенсионных) в руки Налоговой?
Последние пару лет, если не дольше, Федеральные и отраслевые СМИ периодически сообщали о такой перспективе. Понятно, что любая сфера связанная с деньгами весьма чувствительна. Вот и в данном случае не обошлось без волнений, которые, к тому же активно подогревалось “особо заинтересованными” и “осведомленными”.
В декабре 2015 в своем Послании Федеральному Собранию Владимир Путин предложил «…сформировать единый, целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей.».
Создание такого механизма в отношении налогов и страховых взносов решено осуществлять Федеральной налоговой службы.
Собственно, логично, что сборы – это к службе Мишустина. Налоговый Кодекс, полномочия, функциями и опыт – все говорит за. У ФНС есть те возможности, которых те же внебюджетные фонды не имеют.
Для бизнеса это означает, что упроститься отчетность, так как отчитываться придется только перед Налоговой. Бумажек, проверок и контролеров меньше станет. Бизнес давно уже высказывал недовольство администрированием в этой сфере. В частности, «Деловая Россия»: вместо одного контролера у бизнеса их целых четыре: ФНС, ПФР, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
Поэтому, эксперты позитивно оценивают предстоящие изменения действующей системы администрирования страховых взносов. Они уверены, что “повышение платежной дисциплины в отношении страховых отчислений должно принести в бюджет ежегодно 40-50 млрд. рублей дополнительных доходов”. И у них есть основания для такого оптимизма.
В 2001 году Налоговой службе уже передавались функции администрирования в этой сфере. Задолженность по взносам в государственные внебюджетные фонды на тот момент составила 689 млрд. рублей. В пенсионный фонд, в том числе 471,8 млрд. Взносы на обязательное пенсионное страхование администрировались тогда Пенсионным фондом России.

В течение 9 лет налоговики исправно собирали Единый социальный налог (ЕСН) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Они практически свели задолженность на нет. Остаток задолженности от первоначальной составлял 9,2 млрд. руб. или 1,3%.

В 2010 году у ФНС данные функции забрали и передали Государственным внебюджетным фондам (ГВФ). ЕСН был отменен.
В результате за последующие 5 лет задолженность по взносам росла ежегодно в среднем на 35 млрд.руб в год. На 1 января 2016 года она перевалила рубеж в 200 млрд рублей. Опять возник дефицит в бюджете фондов.
Дефицит покрывался трансферами. То есть, откуда-то из федерального бюджета забирали и, к примеру, в Пенсионный фонд добавляли. Ежегодно такой трансфер только рос. В 2015 году он превысил 3 триллиона рублей. С учетом того,что лишних денег в бюджете вряд ли найдется,выводы делаем самостоятельно!
Получается обыкновенное латание дыр! Не лучше ли собирать все, что положено?
И если у успешно получается собирать налоги, получалось поправить ситуацию с этими же сборами, то пусть работают! Внебюджетные же фонды, по прежнему, буду распределять средства, собранные налоговиками.
Захотелось напомнить, что на 2016 год бюджет увы составлен с учетом дефицита в 2,36 трлн рублей.
Налоговая же со своей стороны, не смотря на непростые экономические условия поддерживает рост налоговых поступлений.
Из всем доступных официальных источников:
в консолидированный бюджет страны поступило 13,8 трлн рублей (на 1,1 трлн рублей, или почти на 9% больше, чем в 2014 году);
в федеральный бюджет – около 6,9 трлн рублей (на 11%, или на 0,7 трлн рублей больше).
Основной рост обеспечен не за счет нефтегазовых доходов. Растет собираемость налогов: налог на прибыль вырос на 9,5%, НДС – на 12%, имущественные налоги — на 12%. И не за счет увеличения ставок налогов, а именно за счет эффективного администрирования.
В реальном выражении налоговые поступления выросли на 1,4% при снижении ВВП на 3,7%.
Добавим сюда модернизацию, которую Мишустин провел в своем Ведомстве, и которая позволила чуть ли не весь документооборот перевести в электронную форму. В результате и обычные граждане-налогоплательщики и бизнес почувствовали себя гораздо комфортнее.
В общем, мое мнение однозначно: сомнения в том, что ФНС покажет хорошие результаты, взяв на себя функции по администрированию страховых,пенсионных и др. сборов не имеют под собой оснований.
И совершенно не обязательно быть экспертом, чтобы понимать: если старая система работала неэффективно, плодит долги и съедает бюджетные деньги, то азумнее всего передать полномочия более компетентному управленцу.

Один комментарий

    Oleg

    Мишустин настоящий технократ! Россия уходит наконец-то от старых советских методов работы именно благодаря таким людям. Даже из ФНС, оказывается, можно сделать такую эффективную и прозрачную структуру — http://ari.ru/ari/2012/05/01/mishustin-i-fns-rossii-uhodyat-v-virtualnoe-prostranstvo

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

*

code