IMG_9658Надо ли передавать функции администрирования страховых и пенсионных сборов (как и медицинских и пенсионных) в руки Налоговой?
Последние пару лет, если не дольше, Федеральные и отраслевые СМИ периодически сообщали о такой перспективе. Понятно, что любая сфера связанная с деньгами весьма чувствительна. Вот и в данном случае не обошлось без волнений, которые, к тому же активно подогревалось “особо заинтересованными” и “осведомленными”.
В декабре 2015 в своем Послании Федеральному Собранию Владимир Путин предложил «…сформировать единый, целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей.».
Создание такого механизма в отношении налогов и страховых взносов решено осуществлять Федеральной налоговой службы.
Собственно, логично, что сборы – это к службе Мишустина. Налоговый Кодекс, полномочия, функциями и опыт – все говорит за. У ФНС есть те возможности, которых те же внебюджетные фонды не имеют.
Для бизнеса это означает, что упроститься отчетность, так как отчитываться придется только перед Налоговой. Бумажек, проверок и контролеров меньше станет. Бизнес давно уже высказывал недовольство администрированием в этой сфере. В частности, «Деловая Россия»: вместо одного контролера у бизнеса их целых четыре: ФНС, ПФР, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
Поэтому, эксперты позитивно оценивают предстоящие изменения действующей системы администрирования страховых взносов. Они уверены, что “повышение платежной дисциплины в отношении страховых отчислений должно принести в бюджет ежегодно 40-50 млрд. рублей дополнительных доходов”. И у них есть основания для такого оптимизма.
В 2001 году Налоговой службе уже передавались функции администрирования в этой сфере. Задолженность по взносам в государственные внебюджетные фонды на тот момент составила 689 млрд. рублей. В пенсионный фонд, в том числе 471,8 млрд. Взносы на обязательное пенсионное страхование администрировались тогда Пенсионным фондом России.

В течение 9 лет налоговики исправно собирали Единый социальный налог (ЕСН) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Они практически свели задолженность на нет. Остаток задолженности от первоначальной составлял 9,2 млрд. руб. или 1,3%.

В 2010 году у ФНС данные функции забрали и передали Государственным внебюджетным фондам (ГВФ). ЕСН был отменен.
В результате за последующие 5 лет задолженность по взносам росла ежегодно в среднем на 35 млрд.руб в год. На 1 января 2016 года она перевалила рубеж в 200 млрд рублей. Опять возник дефицит в бюджете фондов.
Дефицит покрывался трансферами. То есть, откуда-то из федерального бюджета забирали и, к примеру, в Пенсионный фонд добавляли. Ежегодно такой трансфер только рос. В 2015 году он превысил 3 триллиона рублей. С учетом того,что лишних денег в бюджете вряд ли найдется,выводы делаем самостоятельно!
Получается обыкновенное латание дыр! Не лучше ли собирать все, что положено?
И если у успешно получается собирать налоги, получалось поправить ситуацию с этими же сборами, то пусть работают! Внебюджетные же фонды, по прежнему, буду распределять средства, собранные налоговиками.
Захотелось напомнить, что на 2016 год бюджет увы составлен с учетом дефицита в 2,36 трлн рублей.
Налоговая же со своей стороны, не смотря на непростые экономические условия поддерживает рост налоговых поступлений.
Из всем доступных официальных источников:
в консолидированный бюджет страны поступило 13,8 трлн рублей (на 1,1 трлн рублей, или почти на 9% больше, чем в 2014 году);
в федеральный бюджет – около 6,9 трлн рублей (на 11%, или на 0,7 трлн рублей больше).
Основной рост обеспечен не за счет нефтегазовых доходов. Растет собираемость налогов: налог на прибыль вырос на 9,5%, НДС – на 12%, имущественные налоги — на 12%. И не за счет увеличения ставок налогов, а именно за счет эффективного администрирования.
В реальном выражении налоговые поступления выросли на 1,4% при снижении ВВП на 3,7%.
Добавим сюда модернизацию, которую Мишустин провел в своем Ведомстве, и которая позволила чуть ли не весь документооборот перевести в электронную форму. В результате и обычные граждане-налогоплательщики и бизнес почувствовали себя гораздо комфортнее.
В общем, мое мнение однозначно: сомнения в том, что ФНС покажет хорошие результаты, взяв на себя функции по администрированию страховых,пенсионных и др. сборов не имеют под собой оснований.
И совершенно не обязательно быть экспертом, чтобы понимать: если старая система работала неэффективно, плодит долги и съедает бюджетные деньги, то азумнее всего передать полномочия более компетентному управленцу.

One thought on “Служба Мишустина будет администрировать взносы для государственных внебюджетных фондов. Почему?

  1. Мишустин настоящий технократ! Россия уходит наконец-то от старых советских методов работы именно благодаря таким людям. Даже из ФНС, оказывается, можно сделать такую эффективную и прозрачную структуру — http://ari.ru/ari/2012/05/01/mishustin-i-fns-rossii-uhodyat-v-virtualnoe-prostranstvo

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code