kadastrВ последнее время горячо обсуждаются параметры вводимого налога на недвижимость. Для современной России это новация. А ведь обложение домовладельцев практиковалось и в Российской империи. Сегодня наш рассказ о том, какие налоги приходилось уплачивать собственникам городской недвижимости, и о такой податной группе, как домовладельцы.

В начале XX века (1907— 1913 гг.) основное направление налоговой политики, по мнению Министерства финансов, заключалось ?в возможном сообразовании податной тяготы с доходностью облагаемых объектов и в устранении неуравнительности обложения?. Для сближения российской податной системы с лучшими европейскими образцами предлагался ряд нововведений, и среди них — установление подоходного налога. Эти планы, однако, встретили серьезное противодействие со стороны имущих слоев. Из всего пакета предложений удалось претворить в жизнь только одно — провести в 1910 году реформу обложения городских недвижимых имуществ. Напомним, налог на недвижимые имущества был одним из первых реализованных мероприятий налоговой реформы 1860—1880 гг., направленной на уход от сословного принципа обложения общества. В 1910 году сбор с городских недвижимых имуществ стал взиматься по окладной системе. При окладной системе сумма налога стала соотноситься с состоятельностью плательщиков, лучше учитывалась местная специфика (изменение рыночной стоимости имущества и земли). Отслеживать такое изменение должны были ?снизу? — представители плательщиков и местного самоуправления под руководством податных инспекторов. Это тем более важно, так как от рыночной стоимости объекта стала зависеть и ставка налога. Налог уплачивали владельцы жилых и нежилых строений, а также незастроенных участков в пределах городского поселения. В 1910 году ставка налога составляла 6 % чистого дохода от данного имущества. Если доход не был известен, он принимался в размере 5 % стоимости имущества. Фактически ставка налога была привязана не к размеру дохода от недвижимого имущества, а к рыночной стоимости собственности. Определением доходности имущества занимались специальные органы — городские присутствия, включавшие представителей плательщиков, городского, земского управлений, а также податного инспектора налогового участка.

Плательщики, не согласные с определенным для них окладом налога, могли его опротестовать, подав письменное прошение. Тенденция перехода к подоходному обложению еще более четко проявилась при установлении квартирного налога, который по форме представлял налог с недвижимых имуществ, а по существу являлся суррогатом подоходного налога. Его принятие в 1893 году было своего рода компенсацией за отказ от введения подоходной системы обложения: совокупные доходы налогоплательщика определялись косвенным путем через стоимость снимаемой им квартиры. Квартирный налог должен был коснуться прежде всего тех слоев городского населения, которые не подпадали под действие других прямых налогов, поскольку не имели собственной недвижимости и не занимались коммерческой деятельностью, но вместе с тем обладали достаточными средствами для найма квартиры. К таким состоятельным горожанам относились крупные чиновники, лица свободных профессий (адвокаты, врачи, профессора) и др. Ставка квартирного налога по прогрессивной шкале была установлена в пределах 2—10 % от стоимости квартиры, определяемой на основе декларации домохозяина [2, с. 239]. Главный недостаток квартирного налога — его выборочный характер, т. е. он затрагивал только городское население. Поэтому суммы его сбора были незначительны — 0,5 % всех налогов. Важное значение имел городской оценочный сбор, взимавшийся в пользу города в размере 10 % чистого дохода или 1 % стоимости имущества. Оценочный сбор обеспечивал городские самоуправления средствами, необходимыми для их деятельности и осуществления городского благоустройства. В среднем по России доля этого сбора в городских налоговых платежах доходила до 50 %, а в крупных городах была и того больше. Например, в Москве в 1908 году сумма сбора составила 5,8 млн руб., или 60 % всех поступивших в городскую казну прямых налогов [2, с. 259]. Домовладелец также оплачивал различные косвенные сборы в пользу города. Основными были пошлины за прописку видов на жительство в полиции (за квартиросъемщика-дворянина платили 30 коп., мещанина — 15, разночинца — 3 коп.). С хозяина доходного дома взимались также судебные сборы по гражданским делам, за справки адресного стола, за утверждение планов постройки и т. д. Особый налог платили домохозяева, желающие пользоваться городской канализацией. Канализационный сбор служил для частичной компенсации расходов городского самоуправления по строительству и эксплуатации необходимых очистных сооружений [2, с. 259]. Таким образом, для собственников городской недвижимости, как и для предпринимателей, в начале XX века ставки прямого налогообложения были существенно повышены. В целом же, благодаря проводимым экономическим и финансовым реформам, Россия за относительно небольшой период, прошедший от отмены крепостного права в 1861 году и до 1914 года, превратилась в аграрно-индустриальную державу, которая по объему промышленного производства входила в пятерку ведущих индустриальных стран мира.